Чечня, чеченский, чеченское, чеченская, чеченцы, чеченцев
Сегодня 16 июля 2019 года, вторник Служебные ссылки |  |  |  |
 
Новости

18.05.2009
Политический комментарий Центра Стратегических Исследований Чеченской Республики по событиям в Чеченской Республике за прошедшую неделю (11-17 мая 2009)

КТО И КОГДА?

Когда и каких следует ждать результатов от отмены режима?

Прошел почти месяц с того момента, как на территории Чеченской Республики был отменен режим КТО. Событие давно ожидаемое и прогнозируемое, но от этого не менее радостное. Впрочем, эйфория по этому поводу с самого начала была неуместна и речь сейчас пойдет не об этом, а о том, что отмена КТО породила неопределенные ожидания каких-то заметных перемен, которые должны последовать незамедлительно.

Интересная деталь – ожидание резких перемен к лучшему, на короткое время охватившее какую-то часть наших сограждан, никак не было конкретизировано. «Должно стать лучше, чем было» – и все тут. А вполне закономерные в этой связи вопросы: что именно должно измениться к лучшему? Каким образом и в какие сроки должны произойти эти изменения – оставались без ответа.

Понятно, что те, кто надеялся на быстрые перемены не могут не испытывать легкого разочарования. И это разочарование отразилось в тоне и на содержании комментариев в некоторых СМИ, которые вслух выражают недоумение – мол, как же так, КТО отменили, а ничего не изменилось.

МЕЖДУ ТЕМ, никаких сиюминутных кардинальных перемен в жизни рядового гражданина Чеченской Республики с отменой КТО и не должно было произойти. И те, кто думал иначе, стали жертвой неосознанной подмены понятий. Отмена режима изначально призвана была не изменить что-то, а окончательно закрепить позитивные изменения, уже произошедшие за последние два-три года. Именно в этом и заключается основной смысл отмены режима КТО.

Но это, конечно же, не означает, что никаких изменений не предвидится. Перемены к лучшему неизбежны, вот только произойдут они не так быстро и не так легко, как бы нам хотелось. Проще говоря – те изменения, что должны произойти в связи с отменой КТО, носят долгосрочный характер и должны быть предварительно тщательно подготовлены.

В одной из прошлых передач мы говорили о некоторых переменах, которые ждут нас. В частности, речь шла о том, что отмена КТО открывает дорогу приданию Грозненскому аэропорту международного статуса с открытием собственной таможни. Совершенно очевидно, что решение этого вопроса требует массы согласований в различных федеральных ведомствах, которые невозможно решить за один-два или даже месяца. А затем наступит этап конкретной реализации принятого решения, создание необходимых организационных структур, а это опять потребует времени и сил. Поэтому назвать точную дату, когда воздушное сообщение свяжет Грозный с иностранными столицами, сложно. Хотя президент ЧР прогнозирует это событие уже на осень 2009 года.

Таким образом, с отменой режима КТО перед Чеченской Республикой открываются новые возможности. А вот как быстро и в какой мере эти возможности будут реализованы будет зависеть от множества причин и факторов. И не в последнюю очередь от нашей с вами настойчивости и целеустремленности.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЧЕЧНЕ

Насколько оно аналогично общинному?

На этой неделе республиканский избирком обнародовал несколько цифр, которые касаются будущих выборов в органы местного самоуправления, что пройдут на территории Чечни уже этой осенью.

В частности, жителям Чеченской Республики предстоит выбрать 89 депутатов городских советов, 2204 депутата советов сельских поселений, 272 депутата советов муниципальных районов, а также 15 глав муниципальных районов, 4 главы городских советов и 217 глав сельских поселений. Всего же в Чеченской Республике образовано 78 округов по выборам депутатов советов муниципальных районов и 216 округов по выборам депутатов советов сельских и городских поселений.

Все вышеприведенные цифры говорят о масштабности ожидающих республику выборов и, если заглядывать дальше, – перемен в структуре государственного управления. Собственно, еще с того момента, как стало известно, что Федеральный закон за номером 131 не минует и республику, в чеченском экспертном сообществе ведется дискуссия – насколько предлагаемая система соответствует менталитету чеченского народа и есть ли в ней аналогии с тем же самым Мехк Кхелом. Чтобы разобраться в данном вопросе мы хотим сегодня немного поговорить об историческом аспекте темы.

Рубеж 80-90-х годов прошедшего века отмечен невиданным ранее обращением чеченцев к своему прошлому. Конечно, в тот период вся страна и каждая отдельная «советская» нация проводили тщательную ревизию своего прошлого, составляя списки претензий к единому государству. Что касается чеченцев, то их обращение к прошлому было связано не столько с желанием разрушить государство, в котором они жили, сколько с почти неосознанным стремлением создать новый социальный порядок на основе собственных национальных традиций. В среде чеченской интеллигенции обрело популярность выражение «чеченский ренессанс» и чеченское общество жило в его ожидании.

Ренессанс в отдельной взятой республике не состоялся. Вместо него чеченцев ожидал невиданный ранее по глубине и темпам развития процесс социального и имущественного расслоения. Наше общество разделилось на очень бедных и очень богатых, между которыми наблюдалось взаимное отчуждение. Интересно, однако, что в чеченском обществе конфликт происходил не между бедными и богатыми, а между оспаривающими власть кланами (то есть между богатыми), которые постоянно рекрутировали сторонников среди беднейших слоев населения. В целом же за последнее десятилетие XX века в ряде направлений развитие чеченского этноса шло по пути регресса.

МЕЖДУ ТЕМ, неудачный опыт самостоятельного государственного строительства 90-х годов порядком подорвал популярность самой идеи национальной независимости. Весьма болезненно и обескураживающе воспринимается чеченским национальным самолюбием и тот факт, что традиционные общественные институты (Мехк кхел, тейповое самоуправление и другие), на которые возлагались особые надежды, полностью себя дискредитировали в современных условиях.

Но по большому счету иного результата ожидать и не приходилось. Начать с того, что всех ичкерийских президентов и их окружение тот же Мехк кхел интересовал только как инструмент политической борьбы, но делиться властью они ни с кем не собирались. А главное – те, кто предлагал возродить былые формы организации чеченского общества, совершенно игнорировали тот факт, что само это общество претерпело столь значительные перемены, что о простой реставрации прошлого не могло быть и речи.

Еще в XIX веке основным классом чеченского общества являлось свободное крестьянство, организованное в сельские общины (довольно часто их называли джамаатами, хотя сегодня этот термин используется почти исключительно для обозначения религиозных общин ортодоксальных мусульман-ваххабитов). Что касается тейпов, а также семейно-родственных структур (патронимий различного порядка), то они существовали внутри сельской общины, как промежуточные звенья между общиной в целом и каждым отдельным индивидом. Последнее обстоятельство весьма важно для оценки истинной роли тейпов в жизни чеченского общества, по крайней мере, трех последних веков.

Общинное самоуправление долгое время позволяло чеченским крестьянам успешно отстаивать свои интересы. Все внутреннее управление осуществлялось «выборными стариками» во главе со старшиной. «Выборные» избирались каждой группой родственных семей или тейповых групп селения, что не позволяло старшинам сосредотачивать в своих руках чрезмерные полномочия.

Все важнейшие вопросы решались сходом жителей селения, в котором принимали участие отцы семейств и решения которого были обязательными для исполнения всеми жителями аула.

Несколько сельских общин могли образовывать так называемые «вольные» общества, имевшие собственные советы старейшин, представлявших отдельные сельские общины. Однако важнейшие вопросы, касающиеся жизни целого общества, также решались народным собранием.

Понятно, что постепенное усложнение хозяйственной жизни, совместное владение и эксплуатация несколькими селениями тех или иных угодий, необходимость регулирования экономической деятельности, а также общие политические интересы привели к созданию органа, призванного решать наиболее важные вопросы, касающиеся интересов всей страны. Таким органом и был Мехк-кхел (Совет страны), созываемый по мере необходимости и состоявший из представителей всех чеченских обществ и селений.

КАК ВИДИМ, Чечня не знает бюрократического аппарата управления. В той же общине управленческие функции возложены на ряд выборных лиц: старшина, его помощники, сельские писарь и глашатай. Вместе с тем сельская община, как форма самоуправления, на практике доказала свою эффективность, а сельские органы управления стали одновременно низшим звеном государственного аппарата, когда Чечня была включена в состав России. Именно поэтому община сохранялась не только в Чечне, но и по всей России до советских времен. Она была разрушена в процессе коллективизации, когда, согнав крестьян в колхозы, советское государство лишило их тем самым всякой самостоятельности и превратило в государственных крестьян.

Что касается верхнего слоя чеченского общества, то помимо небольшой по численности прослойки титулованной знати, он включал сельских старшин (юрт-дай) и духовенство. Сельские старшины избирались обществами и не могли произвольно по собственному усмотрению решать важнейшие вопросы, связанные с хозяйственной и политической жизнью села или общества. Вместе с тем, находясь на службе у общины, они в качестве вознаграждения за свой труд получали ряд экономических привилегий, в частности, при распределении общинных пашенных и сенокосных земель им выделялось дополнительные земельные паи.

Впрочем, сельские и общественные старшины со временем начали было обособляться в отдельное сословие с характерными чертами феодальных владельцев. Однако этот процесс так и не получил полного завершения.

Что касается чеченского духовенства, то, по крайней мере, с эпохи шейха Мансура, оно претендовало на то, чтобы стать социальной верхушкой в чеченском обществе. Однако эти претензии не могли быть реализованы в полной мере благодаря тому, что в чеченском обществе духовенство не располагало крупной собственностью. Российские исследователи единодушно отмечали, что подавляющее большинство чеченских мулл в экономическом плане очень зависимо от своей паствы. Именно сельский сход решал вопрос о наделении сельского муллы земельным паем, определял размер выплат за отправление религиозных обрядов, устанавливал плату за обучение детей в мечетской школе и так далее.

Вместе с тем, укреплению позиций духовенства в чеченском обществе способствовало то обстоятельства, что именно муллы собирали и распределяли единый для всех мусульман налог – «закят», составлявший одну десятую часть произведенных продуктов земледелия и скотоводства, а также одну пятую часть прочих доходов. Третья часть закята принадлежала муллам и кадиям, все остальное они должны были направить на общественные нужды и на поддержку малоимущих, за чем внимательно следили наиболее уважаемые сельские старейшины.

Кроме того, представители духовенства имели право разбирать различные споры и конфликты по законам шариата. Но наряду с шариатом среди чеченцев широко применялся и адат — обычное право, что ограничивало судебную власть духовенства.

В целом, духовенство представляло собой самый образованный и самый организованный слой чеченского общества – этим и определялось его влияние. В крупных селениях, имевших сразу несколько мечетей, с участием старшин и почетных людей от каждого тейпа избирался кадий, выступавший в качестве главного духовного лица данной общины. Не только остальные муллы этого селения, но и муллы расположенных поблизости небольших селений, как правило, подчинялись решениям кадия. Влияние отдельных кадиев было столь велико, что они фактически осуществляли управленческие функции наряду со старшинами.

И, наконец, в конце XIX – начале XX общества формируется торгово-предпринимательская прослойка чеченского общества, тесно связанная с национальной государственно-военной бюрократией.

Этот небольшой экскурс в историю наглядно показывает, что за неполные сто лет структура чеченского общества претерпела кардинальные изменения. Чечня перестала быть крестьянской страной, а социальная структура чеченского общества основательно размыта – большинство буквально довлеет над небольшими по численности общественными стратами.

МЕЖДУ ТЕМ, стоит отдельно сказать о тех возможных общественных «силах», что обычно способны на формирование гражданского общества.

Например, средний класс – формация, на основе которой, собственно говоря, в Европе и появилось это самое гражданское общество. В силу разных причин в Чечне процесс формирования этой общественной страты идет черепашьими темпами. Если же взять крупнейших чеченских предпринимателей, то они представляют финансовый и торгово-посреднический капитал, прямо не связанный с материальным производством. Это та разновидность капитала, которая всегда и везде опирается на государство. Именно поэтому нам не приходится рассчитывать на то, что чеченский бизнес может стать общественной силой, способной повести нас к гражданскому обществу.

Наконец, в Чеченской Республике сегодня нет влиятельных общественных структур, способных мобилизовать не то чтобы все общество, но даже его сколько-нибудь значительную часть. В этом, кстати, кроется серьезная опасность и для самого государства – такое общество не способно оказать эффективную поддержку государственным институтам.

МЕЖДУ ТЕМ, государство, лишенное поддержки граждан – колосс на глиняных ногах и крушение Советского Союза наглядно продемонстрировало это. Без поддержки общества государство уязвимо и мы это видели на примере «цветных революций», прошедших в ряде стран СНГ.

Ситуация, когда государство и общество находятся на разных позициях, всегда опасна для них обоих. А в нашем случае хорошо известен путь, по которому нужно идти, чтобы реформировать государство, снизить коррупцию до приемлемого уровня и заложить основы гражданского общества. Для этого нужно в первую очередь возродить местное самоуправление, передав ему реальные полномочия хотя бы низшего звена государственного управления. Тем самым можно радикально оздоровить сам госаппарат и «приблизить» государство к рядовому гражданину.

http://www.4csi.3dn.ru

Источник: Центр Стратегических Исследований Чеченской Республики

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт Главы и Правительства Чеченской Республики обязательна.

Также сегодня:

У Союза писателей Чеченской Республики новый руководитель
В селе Гойское начаты строительно-восстановительные работы
19 мая в Госдуме РФ откроются Дни Чеченской Республики
Незрячие жители Чеченской Республики будут обучаться чтению Корана
Р. Кадыров: «В ближайшее время в Чеченской Республике будут уничтожены все остатки бандгрупп»
Президенты Чеченской Республики и Республики Ингушетия договорились о совместной борьбе против террористов
Политический комментарий Центра Стратегических Исследований Чеченской Республики по событиям в Чеченской Республике за прошедшую неделю (11-17 мая 2009)
О состоянии оперативной обстановки в Чеченской Республике на 18 мая 2009 года

версия для печати

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Ваше имя
E-mail
Комментарии (до 1000 знаков)

символов осталось.
Код на картинке
 


ДРУГИЕ КОММЕНТАРИИ

Глава Чеченской Республики
Р.А. Кадыров
в социальных сетях


   
Актуально


16.07.2019
Р. Кадыров – лидер рейтинга политической устойчивости губернаторов

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров - самый политически устойчивый губернатор России.

Подробнее

Видеоновости
"Грозный"
"Вайнах"
Интерактивная карта

Общая информация

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт Главы и Правительства Чеченской Республики обязательна.

© Информационный сервер Главы и Правительства ЧР
© design.standarta.net